placeholder+image

ФЕДЕРАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ РЕГИОНАЛЬНЫЙ ЦЕНТР СТАНДАРТИЗАЦИИ, МЕТРОЛОГИИ И ИСПЫТАНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН

НОВОСТИ

ГЛОБАЛЬНЫЙ ВЫЗОВ ― ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Пятница 24.07.2020

стандарты и качество

Система аккредитации играет существенную роль в развитии экономики России, повышении качества жизни, а также в решении вопросов международного взаимодействия, цель которых — способствовать усилению экспортного потенциала страны путем упрощения процедуры выхода отечественной продукции на зарубежные рынки. В апреле этого года руководителем Федеральной службы по аккредитации (Росаккредитация) стал Н.В. СКРЫПНИК.

В беседе с главным редактором журнала «Стандарты и качество» Г.П. ВОРОНИНЫМ он рассказывает о перспективах развития национальной системы аккредитации, новых инициативах, направленных на ее совершенствование, и основных вызовах, стоящих перед Службой в настоящее время.

— Назарий Викторович, как вы оцениваете роль национальной системы аккредитации в экономике будущего?

— Аккредитация — это прежде всего доверие. В основном деятельность Росаккредитации (далее также — Служба, ведомство) направлена на то, чтобы органы, занимающиеся оценкой соответствия товаров, соблюдали установленные к ним требования и потребители доверяли результатам их деятельности. Оценка соответствия — основная часть регулирующей цепочки, которая обеспечивает рынок качественной продукцией, препятствуя появлению опасных и контрафактных товаров.

Глобальный тренд в нашей работе — цифровизация. Мы должны соответствовать требованиям времени, использовать возможности современных технологий и двигаться к тому, чтобы максимальное количество процессов — как ведомства, так и аккредитованных лиц — было оцифровано. Гарантия прозрачности процессов будет способствовать повышению качества и безопасности товаров на рынке. Роль аккредитации при этом станет еще более значимой. Именно поэтому принято решение сосредоточиться в ближайшие годы на цифровой трансформации национальной системы аккредитации.

Цифровизация — важный элемент развития экономики в целом, способствущий ускорению ее восстановления, — является стимулятором экономического роста В этой связи создание электронного архива результатов работ участников национальной системы аккредитации, который мы планируем реализовать в ближайшей перспективе, позволит сформировать цифровую среду доверия и новые механизмы удаленного взаимодействия участников национальной системы аккредитации.

— Несколько лет назад Росаккредитацией был взят курс на формирование инфраструктуры доверия. Стоит ли понимать ваши слова так, что Служба продолжит развитие в данном направлении?

— За прошедшие несколько лет был проделан большой объем работы. Я считаю правильным придерживаться стратегии, заданной ранее руководством Службы. Наша первоочередная задача — обеспечить соблюдение обязательных требований всеми участниками национальной системы аккредитации. Основой формируемой инфраструктуры доверия, безусловно, является единый реестр органов по оценке соответствия Евразийского экономического союза. Органы по сертификации и испытательные лаборатории, которым государство доверило проводить дорыночный контроль качества и безопасности продукции, играют важную роль в обеспечении инфраструктуры качества.

Например, квалификация и знания экспертов по сертификации позволяют осуществить оценку товара на соответствие установленным требованиям безопасности. При этом цифровизация гарантирует, что все процедуры будут выполнены в определенной — правильной — последовательности, что между ними будут выдерживаться установленные нормативными актами сроки и в итоге принимаемые решения будут основываться строго на результатах проведенных испытаний. То есть фактически мы обеспечим цифровую прослеживаемость деятельности экспертов по сертификации, не допускающую отклонения от соблюдения обязательных требований. В дальнейшем такой подход планируем распространить и на деятельность лабораторий.

В ведомство в качестве оснований для регистрации документов о подтверждении соответствия уже представляются протоколы испытаний в формате сканированных копий. Естественно, проанализировать не одну тысячу документов в день в таком виде — достаточно сложная задача. Цифровые решения позволят сотрудникам органов по сертификации и испытательных лабораторий вносить данные о результатах проведенных испытаний и исследований в программный интерфейс, при этом мы хотим, чтобы часть информации поступала в систему в режиме реального времени непосредственно от лабораторного оборудования (технологии IoT) и из этих данных формировался протокол испытаний. Это позволит непрерывно анализировать весь объем документации, контролировать корректность принятых решений и вносимой информации. Для этого достаточно будет настроить необходимые параметры системы.

Важно найти правильный баланс между степенью усилий, которые должны приложить сотрудники органов по сертификации и испытательных лабораторий при представлении данных во ФГИС  Росаккредитации, и полученным эффектом в области дорыночного контроля продукции (оценки соответствия до выпуска продукции в обращение).

— На какой эффект вы рассчитываете?

— Главное — это безопасность поступающих на рынок товаров. Цифровые технологии смогут обеспечить защиту в первую очередь от сертификатов, выданных с нарушениями, каждый документ будет проходить несколько точек объективного контроля.

Что еще даст внедрение цифровых технологий? Сократится количество проверок с нашей стороны, а ведь каждая проверка — масштабное мероприятие, требующее больших затрат: необходимо уведомить проверяемые организации, собрать людей, выехать на место и т.д. Как только мы встраиваем в процессы оценки соответствия продукции «электронного контролера», необходимость в выездных проверках отпадает, начинается интенсивное развитие новых направлений: удаленного контроля, удаленного подтверждения компетентности, удаленного оказания госуслуг без участия заявителя. На выходе получаем двусторонний положительный эффект — и для бизнеса, и для Росаккредитации.

В рамках предоставления государственной услуги при проведении выездной оценки эксперты по аккредитации изучают архив, проверяют практические навыки сотрудников, оценивают техническую оснащенность. Цифровые технологии сокращают сроки работ по государственной услуге и одновременно число задействованных лиц, а это оплачиваемые из бюджетов аккредитованных лиц человекочасы, командировочные… В итоге расходы либо серьезно урезаются, либо полностью аннулируются. Ведение электронного архива результатов деятельности аккредитованных лиц предоставит возможность проведения предоценки до выезда. Это выгодно для каждой задействованной стороны. В течение нескольких лет мы планируем сократить сроки предоставления услуг на 50%. Причем если при подтверждении компетентности время не играет особой роли, то при расширении области аккредитации, сферы деятельности сроки имеют принципиальное значение.

Первые шаги в данном направлении уже сделаны. Спусковым механизмом для изменений стали меры по недопущению распространения COVID-19. Практически вся работа экспертных организаций связана с непосредственным контактом с людьми. По ключевым направлениям мы в срочном порядке перешли на удаленный формат работы.

Срок прохождения процедуры подтверждения компетентности в отношении аккредитованных лиц (органов по сертификации и испытательных лабораторий), работающих в области подтверждения соответствия, перенесли на 6 месяцев, а в отношении государственных и муниципальных учреждений (особенно задействованных в борьбе с коронавирусом: Росздравнадзор, Минздрав России и др.) — на 12 месяцев. Но остался открытым вопрос: как в сложившихся условиях аккредитовывать участников национальной системы аккредитации или расширять область аккредитации и при этом соблюсти все меры безопасности? Ведь это хозяйственная деятельность, и ее нельзя останавливать.

Было принято решение разработать методику удаленной оценки. Связь с заявителем, аккредитованным лицом осуществляется посредством видео-конференцсвязи (ВКС), проводится его идентификация и далее по чек-листу экспертная группа проверяет навыки персонала, оборудование, методы, документы и т.д. Еще один принципиальный момент — рост объективности: большая часть записей оценок будет храниться на наших серверах.

Уже сейчас Росаккредитация проводит в том числе и ВКС-проверки. До конца 2020 г. мы будем готовы анонсировать, в каком формате удаленные проверки будут реализовываться на постоянной основе.

Убежден, что в цифровой трансформации главное — корпоративная культура. Если люди привыкнут работать по новой системе, им будет проще уйти от бумажного формата. Это очень важно.

Еще одна серьезная задача, которую ведомству предстоит решить в рамках внедрения цифровых процессов, — подсчитать, сколько внутренних документов у нас выходит в бумажном виде, а сколько — в электронном. Начинать реформы надо прежде всего с себя. Кстати, в Росаккредитации объем электронного документооборота за последний месяц вырос на 20%. В какой-то мере это связано с временными мерами самоизоляции: когда значительная часть сотрудников перешла на удаленный формат работы, мы выстроили новые схемы взаимодействия. Надеюсь, в дальнейшем эта тенденция распространится и на наших аккредитованных лиц.

— Какими вы видите перспективы международного сотрудничества? Планирует ли Росаккредитация расширять свою деятельность в данном направлении?

— Регулярное участие Росаккредитации в мероприятиях международных объединений по аккредитации обусловлено не только обязательствами в рамках членства Службы. Это важный элемент деятельности Росаккредитации по совершенствованию национальной системы аккредитации, повышению ее узнаваемости и авторитета в мире, поскольку позволяет оперативно реагировать на изменения в международных документах, перенимать представляющие интерес передовые практики, обмениваться с профессиональным сообществом опытом и результатами экспертизы.

С 2017 г. Росаккредитация является подписантом Договоренности о взаимном признании Международной организации по аккредитации лабораторий ILAC MRA, что способствует признанию странами подписантами результатов деятельности российских испытательных и калибровочных лабораторий по оценке соответствия.

В июне этого года завершился документальный аудит национальной системы аккредитации Российской Федерации. По результатам рассмотрения итогового отчета о документальном аудите Управляющим комитетом Азиатско-Тихоокеанского объединения по аккредитации (APAC) принято решение о том, что Росаккредитация

продемонстрировала переход на стандарт ISO/IEC 17011:2017, устанавливающий единые требования к органам по аккредитации.

На осень этого года запланирована выездная оценка Росаккредитации со стороны международных аудиторов APAC, в рамках которой мы планируем расширить область признания Договоренности APAC MRA по направлениям аккредитации органов по сертификаци продукции и систем менеджмента, органов инспекции и провайдеров межлабораторных сличительных испытаний. В дальнейшем это позволит расширить нашу область Договоренности о взаимном признании ILAC MRA и подписать Договоренность о многостороннем признании Международного форума по аккредитации IAF MLA.

В декабре 2019 г. в рамках 17-го заседания Постоянной Российско-Китайской рабочей группы по стандартизации, метрологии, сертификации и инспекционному контролю Подкомиссии по торгово-экономическому сотрудничеству Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая принято протокольное решение о создании подгруппы по аккредитации и испытательным лабораториям в рамках рабочей группы. Утвержденная подгруппа в дальнейшем станет удобной рабочей площадкой для организации прямого взаимодействия между органами по аккредитации России и Китая по всем направлениям.

В планах также проведение семинаров и тренингов для участников национальной системы аккредитации с привлечением международных экспертов, развитие тематики сертификации халяльной продукции, организация и поддержка международных раундов межлабораторных сличительных испытаний по приоритетным видам продукции, подписание меморандумов о взаимопонимании с органами по аккредитации стран-партнеров Российской Федерации.

Продолжается взаимодействие в рамках ЕАЭС и СНГ, в том числе работы по созданию регионального объединения по аккредитации на пространстве Евразийского региона.

— Расскажите о деятельности Службы в контексте реализации нацпроекта по экспорту.

— Росаккредитация участвует в реализации национального проекта Российской Федерации «Международная кооперация и экспорт», в мероприятиях по развитию и модернизации российской лабораторной базы для целей экспорта. Проектным комитетом утвержден План модернизации опорных лабораторий, в которых экспортеры

смогут проводить испытания продукции по требованиям, признаваемым на зарубежных рынках. В план включены 36 опорных лабораторий, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, которые несут ответственность за их модернизацию. В частности, органы власти разрабатывают и утверждают для каждой лаборатории индивидуальные планы модернизации и развития. План содержит перечень мероприятий, показатели и детализацию видов продукции, в отношении которых будет проводиться оценка соответствия по требованиям каждой из стран, куда будут осуществляться экспортные поставки.

Создана Техническая комиссия Федеральной службы по аккредитации по обеспечению оценки соответствия для целей экспорта российской продукции (далее — Техническая комиссия). Техническая комиссия согласовывает индивидуальные планы модернизации и развития опорных лабораторий, проводит мониторинг достижения заявленных ими показателей. В ее задачи входит также согласование программ аккредитации для внедрения методик и обеспечения оценки соответствия по полному перечню показателей по требованиям, признаваемым в приоритетных для экспорта странах.

На данный момент Технической комиссией согласован 31 индивидуальный план модернизации и развития опорных лабораторий. На основании экспертного анализа представленных индивидуальных планов определено более 1000 видов продукции для проведения комплексных испытаний в более чем 80 странах мира.

Для решения вопросов, связанных с поставками продукции на зарубежные рынки, при Технической комиссии предусмотрено создание отраслевых технических групп с участием представителей испытательных лабораторий и производителей (потенциальных экспортеров). Две технические группы уже работают: Техническая группа по оценке соответствия в целях экспорта российской продукции, предназначенной для детей и подростков, и Техническая группа по вопросам потребностей лабораторий в отечественных стандартных образцах, производства на территории Российской Федерации и их импортозамещения. Работа в группах ведется в режиме онлайн на коммуникационной площадке Росаккредитации ProFSA. Запланировано создание технических групп по оценке соответствия пищевой продукции по нескольким направлениям, легкой промышленности и мебельного производства, строительных материалов, продукции электротехнической промышленности, машин и оборудования.

По поручению Службы Национальный институт аккредитации Росаккредитации осуществляет работу по повышению квалификации сотрудников опорных лабораторий, организует проведение программ проверки квалификации лабораторий по показателям, предъявляемым к продукции за рубежом, таких как ГМО и пестициды в зерне, антибиотики в мясе птицы и др.

Проведение испытаний в отечественных лабораториях для целей сертификации продукции за рубежом не только позволит экспортерам снизить финансовые, временные, логистические и репутационные издержки, но и будет способствовать повышению конкурентоспособности российской продукции за счет развития отраслей и расширения географии экспорта.

— До окончания реформы контрольно-надзорной деятельности осталось меньше года. Расскажите о работе Росаккредитации по данному направлению.

— Сейчас вносятся изменения в Федеральный закон от 28.12.2013 № 412-ФЗ «Об аккредитации в национальной системе аккредитации». Все изменения, опять же, направлены на формирование цифровой платформы национальной системы аккредитации. Например, мы включили положения об удаленной оценке, электронный архив и др.

Обсуждение постановления Правительства Российской Федерации «О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений»1, которое состоялось в начале июня, также проходило в данном ключе. Принципиальное изменение в том, что состав сведений и документов, которые должны быть внесены в реестры, будет значительно расширен. Это исключительно важно.

1 Постановление Правительства РФ от 10.04.2006№ 201 «О порядке формирования и ведения единого реестра сертификатов соответствия, предоставления содержащихся в указанном реестре сведений и оплаты за предоставление таких сведений» с изменениями на 12 июля 2018 г.

— Как вы относитесь к идее упрощения процесса получения аккредитации («бережливой аккредитации»)?

— В текущих условиях считаю правильным, наоборот, серьезно повысить требования для тех, кто планирует получить аккредитацию. Анализ результатов работы Службы за последние два—три года показал тенденцию: появляется все меньше лиц, получивших первичную аккредитацию, при том, что число тех, кто уходит с рынка, стабильно сокращается. И это не столько результат деятельности Росаккредитации, сколько объективный тренд в развитии экономики. Мы сталкиваемся со случаями «ультрабережливой» аккредитации, когда к нам поступают документы, содержащие усеченные результаты выездной оценки с минимальным набором фактических данных и вывод, что данный орган по сертификации имеет право на аккредитацию. К счастью, таких случаев становится все меньше. По итогам рассмотрения подобных документов в Службе принимается решение об отказе в аккредитации.

Если тенденция ухода с рынка недобросовестных игроков сохранится, а уровень прослеживаемости результатов деятельности аккредитованных лиц повысится, то выдавать сертификаты, выпущенные с нарушением обязательных требований, станет экономически невыгодно. Тогда можно будет вернуться к вопросу об упрощении процедуры аккредитации. Тем более что введение в практику в период пандемии механизма удаленных оценок — реальный шаг на пути к «бережливой аккредитации». Нам удастся найти золотую середину между объемом проверок и издержками аккредитованных лиц за счет сокращения времени и повышения удобства получения госуслуг.

— Какой вы видите обновленную систему регулирования?

— Система регулирования прежде всего должна быть эффективной. Для этого необходимо усиливать риск-ориентированный подход. И здесь я опять вернусь к вопросу цифровизации. Если деятельность подконтрольного участника рынка проверяется в режиме онлайн, ехать к нему с дополнительной проверкой бессмысленно. Я бы исходил из риск-ориентированного подхода как главного принципа контроля за деятельностью аккредитованных лиц. Такой подход важен и в плане выявления недобросовестных участников рынка. В этих целях он уже достаточно эффективно применяется.

С полной версией интервью вы можете ознакомиться здесь

ПОДПИСАТЬСЯ

введите e-mail чтобы подключить новостную рассылку



Назад